понедельник, 12 марта 2012 г.

Лев Толстой – Анна Каренина (очерк)

Лев Толстой
Книга Льва Толстого «Анна Каренина», без сомнения является шедевром мировой литературы. Эта книга не оставила равнодушным и меня. Я надеюсь, что написанный мной очерк даст вам пищу для размышлений и поможет взглянуть на эту книгу под другим углом.
Возможно, многие, прочитав «Анну Каренину», увидели в этой книге красивую историю о любви (между Вронским и Анной) и её трагическом конце. Но я не разделяю подобного мнения и ниже я изложу другой взгляд на эту книгу, который поможет проникнуться глубокими идеями, которые были заложены автором.
Реалистичность взгляда Толстого на вопросы взаимоотношений людей между собой проявляется в описании им чувств, ожиданий, поведения героев романа. В книге автор больше уделяет внимания типичным заблуждениям и ошибкам людей, не понимающих, что есть настоящая любовь. Начнём с центрального примера: Анна и Вронский. Как я уже сказал, многие увидели в их взаимоотношениях настоящую любовь. Но, на самом деле, Толстой очень хорошо изобразил такие чувства, которые лучше назвать страстью или влюблённостью. По статистике, такие чувства редко длятся более двух лет. И в случае Анны и Вронского мы наблюдаем, что их счастье, когда они наконец соединились, действительно продлилось не так уж и долго. Вронский начал остывать, Анна начала становиться настолько себялюбивой, что стала ревновать Вронского ко всему, что движется (еще один признак отсутствия любви). И, что примечательно, она совсем не любит свою дочку, рождённую от Вронского, которого она якобы любит, но в то же время любит сына от нелюбимого мужа. Многие, читая книгу, могли решить, что на месте Анны они поступили бы так же. Чтобы немного охладить этот пыл, Толстой описывает приезд Долли к Анне. По началу Долли даже начала завидовать Анне, думая, что та наслаждается новой жизнью, но хватило одного дня, проведенного с Анной и Вронским, чтобы Долли изменила свои мысли на противоположные и с нетерпением желала вернуться.
Еще один пример взаимоотношений – это Левин и Китти. Тут всё не так трагично, как в случае с Анной, что, отчасти объясняется законностью отношений между ними. Если вы думаете, что сейчас я скажу, что это пример настоящей любви, то вы ошибетесь. И здесь Толстой показал пример влюбленности. Если внимательно читать книгу, то там описываются чувства Левина до свадьбы (период влюбленности). Толстой описывает оптимизм Левина по поводу того, что у него всё будет не так, как у других, что их взаимоотношения с Кити будут идеальными. Но вскоре мы читаем о разочаровании Левина, т. к. его надежды не оправдались: Толстой описывает несколько конфликтов между Левиным и Кити, которых, по мнению Левина, просто не могло быть между ними.
У кого-то может возникнуть справедливый вопрос: а что насчёт настоящей любви? Есть ли в этом романе пример того, что значит настоящая любовь? И такой пример действительно есть, но он с такой скоростью проскакивает в романе, что большинство его могли просто не заметить. Можно сказать, что этот пример заключён в одном единственном предложении, но это предложение заключает в себе глубокий смысл, который я постараюсь раскрыть.
Итак, вспомним еще одного героя этого романа. Этим героем является Серпуховской. Возможно кто-то уже и не помнит, кто это такой. Это и не удивительно, так как он появляется в книге только на нескольких страницах. Но это короткое появление ничуть не уменьшает значимости того, что оно в себе несёт. Итак, Серпуховской – это Вронского «товарищ с детства, одного круга, одного общества и товарищ по корпусу». Основное внимание ему уделено в части третьей главах XX-XXI романа. В XXI главе происходит диалог между ним и Вронским и Серпуховской произносит такую фразу: «Но я женат, и поверь, что, узнав одну свою жену (как кто-то писал), которую ты любишь, ты лучше узнаешь всех женщин, чем если бы ты знал их тысячи».
Итак, что скрывается под этим высказыванием? Начнём по-порядку со слов «узнав одну свою жену». Некоторым эти слова могут показаться странными. Если бы мы спросили у женатых мужчин, знают ли они свою жену, то в большинстве случаев ответ был бы утвердительным. Возможно даже кто-то бы сказал, что это глупый вопрос, т. к. он бы не женился, если бы не знал своей жены. Но эта фраза говорит о том, что перед тем, чтобы что-то произошло, нужно сперва узнать свою жену. Оказывается, можно быть женатым и не знать своей жены. Как-то в одном аудиосеминаре не тему брака и семьи, я услышал, как проводивший этот семинар сказал, что у него ушли годы только на то, чтобы изучить особенности интимной сферы своей жены, не говоря уже о всех остальных. Часто проблемы в семье начинаются тогда, когда кто-то один или оба супруга начинают считать, что они уже всё знают. Кто-то сказал, что семья – это как пожизненный институт, который оканчивается со смертью супругов. Из слов героя романа мы узнаём один из важных принципов счастливого брака: стремитесь постоянно узнавать того, с кем вы связали свою жизнь. Никогда не стоит останавливаться, брак – означает постоянный поиск того, как сделать вашу половинку более счастливой. Это и будет создавать любовь в ваших отношениях, которая с годами будет только увеличиваться, а не наоборот, как это бывает в противных случаях: сначала влюблённость, а затем её постепенное угасание.
Следует так же отметить, что в выражении используется именно слово «жена», а не «женщина» или «девушка». Строить отношения необходимо с человеком, с которым ты состоишь в законных отношениях. И желательно, чтобы это был один человек – «одну свою жену».
Продолжается фраза словами «которую ты любишь». Это очень важное условие. Во-первых, вы не сможете узнать свою жену, если не будете её любить, а во-вторых, вы должны её любить несмотря на то, что вы будете о ней узнавать. Есть хорошее высказывание о том, что любить по-настоящему – это значит не любить за что-то, а любить не смотря на что-то.
Ну и завершается высказывание словами «ты лучше узнаешь всех женщин, чем если бы ты знал их тысячи». Автор говорит нам, что настоящее достижение – это умение жить с одной женщиной – твоей женой, а не менять женщин, как перчатки. Ты будешь разбираться в женской натуре намного лучше, если сможешь всю жизнь счастливо прожить с одной твоей женой, а не сменив десятки партнёров. У известного голливудского актера Ричарда Гира как-то спросили, кто такой, по его мнению, настоящий любовник. Ответ актера был потрясающим. Он сказал, что настоящий любовник – это тот, кто на протяжении всей своей жизни смог доставлять удовольствие в постели лишь одному человеку и на протяжении всей жизни смог получать удовольствие от этого человека.
На самом деле, это не единственно доказательство того, что пример Серпуховского является примером настоящей любви. В романе мы так же читаем о его достижениях на службе – будучи ровесником Вронского он уже стал генералом, а так же о нем говорили «как о вновь поднимающейся звезде первой величины». В диалоге с Вронским он так же говорит, что после женитьбы у него как бы освободились руки. И, хотя в романе Серпуховской прямо это не говорит, но по описанным событиям становится понятно, что его жена так же поступает весьма мудро. Она стала для мужа не обузой, а поддержкой, что, скорее всего и привело к успехам мужа в его деятельности. Есть такое выражение, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Отчасти так оно и есть: многие ученые, бизнесмены, политики и другие известные люди добились успеха только потому, что у них были мудрые жены, которые поддерживали своих мужей даже тогда, когда у них опускались руки. И очень сложно тем мужьям, чьи жёны всё подвергают критике – это как получить удар с той стороны, с которой ты ожидал помощи и поддержки. И в итоге, отбив у своего мужа охоту чем-либо заниматься, они будут постоянно упрекать его в том, что он ничего не добился. Как-то я читал книгу человека, создавшего империю McDonald’s, и он описывал, что его жена постоянно была недовольна его действиями. И, читая, я понимал, как это усложняет его жизнь, как мешает ему реализовать себя. И я не сильно удивился, когда в итоге прочитал, что он развёлся со своей женой.
Итак, пример Серпуховского не просто является примером любви, но так же открывает перед читателем ряд принципов успешной семейной жизни, которые я постарался выделить и обосновать. И, как вы уже могли заметить, я не просто хочу раскрыть смысл романа Льва Толстого, но и стараюсь извлечь из него нечто, что может быть применено в реальной жизни и помочь в решении некоторых проблем.

Левин после общения с Фёдором
Тема взаимоотношений полов – это не единственная тема романа, иначе, роман можно было бы закончить почти сразу после самоубийства Анны. В романе время от времени всплывают описания религиозных переживаний героев – Каренина, Кити, Левина и других. Наиболее интересными являются переживания Левина. Причем не потому, что они вступают в противоречие со всеми остальными, а потому, что для того, чтобы их описать, необходимо пережить их самому. Нельзя сказать, что Левин отрицал Бога, скорее он искал Его, но в то же время он хотел оставаться искренним с самим собой и с окружающими, прямо высказывая то, что он не испытывает таких религиозных переживаний, каких ожидали от него остальные. И те люди, которые в своей жизни по-настоящему ищут Бога, но в то же время честно признают отсутствие в себе каких-то религиозных предрассудков и догм, могут увидеть себя в описании образа Левина. Причем, переживания Левина описаны настолько точно, что, как я уже говорил, эти чувства необходимо было пережить, чтобы их описать. Поэтому можно предположить, что Толстой, в какой-то мере, в образе Левина описал свои собственные переживания. Так же это подтверждается тем фактом, что в истории Левина и Кити Толстой описал некоторые из своих воспоминаний из его собственной семейной жизни. Кроме того, написание романа происходило в период духовного кризиса Толстого и переоценки ценностей, что, скорее всего, и повлекло отражение Толстым своих переживаний в образе героя романа.
Перед своей свадьбой с Кити Левин пошёл на исповедь, где состоялся его диалог со священником. С ним, как и со всеми остальными, Левин старался быть предельно честным, говоря о своей вере. Тем не менее, заявления Левина нисколько не смутили священнослужителя. Там же священник задал ему ряд вопросов, на которые он не ответил, но твёрдо решил для себя, что нужно будет их решить. И Толстой не забыл о таком решении своего героя. В конце романа, уже после смерти Анны, описываются диалог Левина с простым мужиком Фёдором и вызванные в процессе диалога мысли и выводы.
Перед этим диалогом Толстой так же пишет про Левина: «В последнее время в Москве и в деревне, убедившись, что в материалистах он не найдет ответа, он перечитал и вновь прочел и Платона, и Спинозу, и Канта, и Шеллинга, и Гегеля, и Шопенгауера – тех философов, которые не материалистически объясняли жизнь». Поскольку Толстой упоминает всех этих философов, он, судя по всему, так же был знаком с их взглядами. Однако не их взгляды дали Левину (и, скорее всего, Толстому) ответ на его поиски. Ответ он находит сам и в романе мы это читаем вскоре после диалога с Фёдором:
«Я искал ответа на мой вопрос. А ответа на мой вопрос не могла мне дать мысль, – она несоизмерима с вопросом. Ответ мне дала сама жизнь, в моем знании того, что хорошо и что дурно. А знание это я не приобрел ничем, но оно дано мне вместе со всеми, дано потому, что я ниоткуда не мог взять его.
Откуда взял я это? Разумом, что ли, дошел я до того, что надо любить ближнего и не душить его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил, потому что мне сказали то, что было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно».
Если кратко выразить смысл размышлений Левина, то можно сказать так: понятие добра – это не то, что приобретается человеком в процессе жизни, а то, что заложено в него Богом от рождения.
В процессе жизни это понятие добра может либо размыться, либо укрепиться, в зависимости от того, на основании чего человек будет строить свою жизнь. Укрепиться оно может при следовании христианским истинам и в следующей главе Левин указывает, что, начав разрушать христианские ценности, он будет подобен малому ребёнку и начнёт одновременно разрушать то, чем он живёт. В начале этой же главы описывается эпизод, из-за которого Левин сравнил себя с маленьким ребёнком. Я приведу этот отрывок целиком, так как он очень точно показывает нашу собственную наивность в отношении некоторых вопросов:
«И Левину вспомнилась недавняя сцена с Долли и ее детьми. Дети, оставшись одни, стали жарить малину на свечах и лить молоко фонтаном в рот. Мать, застав их на деле, при Левине стала внушать им, какого труда стоит большим то, что они разрушают, и то, что труд этот делается для них, что если они будут бить чашки, то им не из чего будет пить чай, а если будут разливать молоко, то им нечего будет есть и они умрут с голоду.
И Левина поразило то спокойное, унылое недоверие, с которым дети слушали эти слова матери. Они только были огорчены тем, что прекращена их занимательная игра, и не верили ни слову из того, что говорила мать. Они и не могли верить, потому что не могли себе представить всего объема того, чем они пользуются, и потому не могли представить себе, что то, что они разрушают, есть то самое, чем они живут.
Это все само собой, – думали они, – и интересного и важного в этом ничего нет, потому что это всегда было и будет».
И далее Левин заключает: «Разве не то же самое делаем мы, делал я, разумом отыскивая значение сил природы и смысл жизни человека?»
А сейчас я снова вернусь к выводу Левина о понятии добра и, несмотря на то, что, по словам Левина, ответ ему дала не мысль, я хотел бы отметить, что вывод, к которому он пришёл, несколько пересекается со взглядами философа Рене Декарта, о котором в романе не упоминается. В своей работе «Размышления о первой философии» Рене Декарт обосновывает, что понятие о качествах и свойствах Бога в нас так же заложено Богом от рождения и не может быть приобретено в процессе развития.
Закончить свой очерк я хотел бы словами из романа, которые так же представляют из себя важный принцип, которым многие сегодня пренебрегают или считают не правильным. В романе он описан так: «Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие – награду, оно тоже не добро». Объяснить этот принцип я хотел бы словами из Библии, сказанными Иисусом: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матфея 5:46). Другими словами, Иисус говорит, что даже грешник способен любить того, кто любит его, но награды достоин только тот, кто любит ненавидящих его и делает добро обижающим его. Это, кстати, один из тех принципов, которые будут развивать в нас понятие добра, о котором написал Толстой в своём романе и которые созидает нашу жизнь, а не разрушает её.

Примечание:
Кто-то может возразить, что тема взаимоотношений полов и тема религии – это не единственные темы романа, что присутствует так же тема государства и др. И я с этим соглашусь, но наиболее значительными мне представляются темы, описанные мной. Кроме того, выбранные мной темы так же можно было рассмотреть шире, чем это сделал я, но опять же я постарался акцентировать внимание только на тех моментах, которые представляются мне наиболее важными. Конечно, каждый может составить своё собственное мнение об этой книге, но я надеюсь, что для кого-то окажутся интересными и полезными те мысли, которые были изложены мной.

16 комментариев:

  1. Автор морализатор

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Звучит как обзывательство ))). Хотя если под словом "морализатор" понимать того, кто проповедует мораль и нравственность, то это скорее комплимент.

      Удалить
    2. поддерживаю.
      от иисусоведов нельзя ожидать хорошего анализа литературы.

      Удалить
    3. от людей с предвзятым мнением нельзя ожидать адекватного и обоснованного комментария

      Удалить
  2. И еще хочется добавить, что отношения Левина и Китти противопоставлены отношениям главных героев. Да, у них нет той пылкой страсти, но то как начинается их семья, светлые сцены сватовства, женитьбы. Этим, как мне кажется, Толстой показывает то, как должна строиться настоящая хорошая семья. И я думаю, что пылкая влюбленность даже может помешать этому впоследствии. И совсем немногие могут после страсти, которая длиться всю жизнь не может, продолжить счастливую семейную жизнь, для этого надо быть очень разумным и иметь определенные моральные ценности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Частично согласен. Вы правильно заметили, что пылкая страсть не гарантирует счастливый брак. Но сватовство и женитьба этого тоже не гарантируют, хотя и способствуют этому! Я повторю свои слова из очерка: "Если внимательно читать книгу, то там описываются чувства Левина до свадьбы (период влюбленности). Толстой описывает оптимизм Левина по поводу того, что у него всё будет не так, как у других, что их взаимоотношения с Кити будут идеальными. Но вскоре мы читаем о разочаровании Левина, т.к. его надежды не оправдались: Толстой описывает несколько конфликтов между Левиным и Кити, которых, по мнению Левина, просто не могло быть между ними."

      Поэтому правильное начало отношений - это только небольшая часть. А для счастливого брака нужно нечто большее. Об это написано в очерке. Складывается ощущение, что вы оставили комментарий, не прочитав очерка или прочитав его невнимательно.

      Удалить
  3. Спасибо за очерк! Особенно понравился вывод

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за очерк! Очень интересные соображений. Со всем согласен. Очень рад, что в теперешнем обществе есть молодые и современные, не забросившие религию как нечто "одурманивающие" сознание и являющееся сказками от отцов. Рад, видеть активных, развивающихся и мыслящих людей. Ваша вторая "религиозная" часть очерка полностью подтверждается "Исповедью" Толстого. Если не читали, настоятельно советую все отбросить и взяться. Хотел бы сделать маленькую ремарку относительно появления веры в человеке с рождением (или еще ранее в утробе матери). Для этого не нужно ссылаться на Декарта (хотя он абсолютно прав), этому есть подтверждение в текстах Священных Писаний. Я бы не желал говорить каких, дабы способствовать Вашему поиску и развитию и не делать рекламы отдельным направлениям Монотеизма, что может привести к нежеланному противопоставлению различных(?: лучше сказать, закономерно сменяющих друг друга) монотеистических традиций.
    Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такой развёрнутый отзыв и за то, что с таким вниманием прочли мой очерк. По поводу произведения "Исповедь" - оно уже было у меня на примете, просто я читаю самую разную литературу, и охватить всё очень сложно. Что касается Толстого, то пока прочёл только "Анну Каренину" и "Войну и мир" (в которой тоже нашёл интересные идеи автора). Возможно доберусь и до "Исповеди".

      Удалить
  5. Мне безумно понравился отзыв Андрея Кучма. Я во всем с ним согласна. Вы просто молодец! Очень граммотно и понятно изъясняетесь. И лаконично. А по поводу того, что некоторые написали здесь будто бы у Китти и Левина настоящая любовь, то это глупости, конечно. Это просто страсть. Вспомните, как Левин воспылал к Анне, когда познакомился с ней. И про Китти сразу забыл. Вот и тут тоже страть. Только гораздо сильнее, чем к Китти.

    Даша. 26 лет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Даша, мне безумно приятно, что вам так понравился очерк! ;)

      Удалить
  6. Спасибо за этот очерк, было интересно прочесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо и вам, что не поленились прочесть!

      Удалить
  7. Я думаю именно у Левина с Кити и есть любовь, а не влюбленность. Ссоры случаются в каждой семье, особенно поначалу, как и описано в книге. Но также, Толстой показывает, как благородно и положительно они с ними справляются и быстро налаживают отношения. Левин очень быстро раскаивается в ревности и старается загладить свою вину. И к тому же он чувствует, что они с женой теперь есть одно, и обижая ее, он теперь обижает и "бьет" и самого себя! К тому же Толстой хотел показать, что с жизнью после свадьбы у многих молодых людей связаны чересчур не реальные и красивые мечты об идеальной семье без ссор, где все всегда друг другу улыбаются, но так не бывает зачастую, все живые люди, и если есть любовь и неопытность и нет равнодушия - обязательно будет искра и где-нибудь да вспыхнет. На примере Левина и Кити он показал пример идеальной, если так можно выразиться, настоящей семьи. Где все живут интересами другого. Как мы и видим в романе, в семье Левина и Кити царит уважение, взаимопонимание, самопожертвование (напрмер, как ведет себя Левин во время родов жены). Конечно, это у них получается не сразу, а шаг за шагом,отказываясь от своего эгоизма, в пользу чувств друг друга Кити с мужем налаживают контакт друг с другом. Мы видим, как Кити постоянно думает о Левине, чтобы ему было хорошо. С первых дней отказалась от поездки за границу на медовый месяц, потому что знала, что Левину очень важно его деревенское хозяйство. А он очень переживает за нее и всегда вовремя просит прощения , если в чем-то ненароком обидел или не прав и делает искренне. Мне радостно было читать о них. Просто идеальная семья, даже слишком как-то у них хорошо получается, наверное, это потому так мне кажется, что в жизни такие отношения между супругами, мне, к сожалению, не встречались...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >>> Толстой показывает, как благородно и положительно они с ними справляются и быстро налаживают отношения.
      >>> На примере Левина и Кити он показал пример идеальной, если так можно выразиться, настоящей семьи.
      >>> Как мы и видим в романе, в семье Левина и Кити царит уважение, взаимопонимание, самопожертвование

      Странно, но я ничего подобного там не увидел. А вот о разочаровании Левина тем, как начали складываться их отношения, там говорится вполне ясно. А по поводу переживаний за роды - так в этом случае переживает практически любой мужчина. Наличие конфликтных ситуаций, которых, по мнению Левина, не должно было быть, прямо указывает на то, что раньше у него были одеты розовые очки (влюблённость), и в романе показано, что он только-только начал возвращаться в реальность и пытаться решать конфликты, а после того, как он в неё полностью вернётся, настоящую любовь им ещё предстоит строить и строить.

      Удалить