Я верю в Иисуса Христа,
Я верю в Гаутаму Будду,
Я верю в пророка Мухаммеда,
Я верю в Кришну,
Я верю в Гаруду.
И хотя я тоже считаю, что совершенно недопустимо проявлять нетерпимость к человеку по причине его отличающегося мировоззрения, однако это вовсе не означает, что мы должны проводить знак равенства между всеми мировоззрениями. Любые идеи должны быть открыты для свободного, рационального и, разумеется, уважительного обсуждения и критики, даже если это может задеть чьи-то чувства. Проявляя терпимость по отношению к окружающим, следует придерживаться объективности по отношению к фактам. А ряд фактов, например, просто не позволяют нам ставить Христа в один ряд с другими религиозными лидерами. Я бы даже сказал, что Его в каком-то смысле отделяет целая пропасть от любого религиозного деятеля, да и вообще от любой исторической личности. Одному из таких различий и будет посвящена данная статья. Речь идёт о степени влияния на историю человечества.
Как красноречиво заметил сам Христос: «дерево познаётся по плодам». Данный принцип мы постоянно используем в повседневной жизни: по результатам мы оцениваем школьников и студентов, таким же образом оценивается продуктивность сотрудников, деятельность научных лабораторий и многое другое. И я берусь утверждать, что если оценить результаты служения Иисуса, то Его влияние на историю окажется просто беспрецедентным, причём с огромнейшим отрывом от любой другой исторической личности. К сожалению, очень многие, включая христиан, не имеют даже малейшего представления о масштабах этого влияния, в то время как его можно обнаружить чуть ли не во всём, что нас окружает. Осмелюсь даже предположить, что если мы суммируем историческое влияние всех лидеров всех религий и положим его на одну чашу весов, то оно всё равно будет сильно уступать влиянию Христа. Сложно в это поверить? Ну что ж, тогда приступим к рассмотрению фактов. И начнём мы с образования.
Образование
Десятки раз в Новом Завете Иисуса называют Учителем. Но что тут такого? Учителя в Израиле были и до Христа, также очень развитой была система образования в Древней Греции и Древнем Риме, но есть один нюанс: доступ к образованию был далеко не свободным. А отправляться в чужую страну, чтобы учить там варваров с риском для жизни, и вовсе никому в голову не приходило. Ну, или почти никому. Христианские миссионеры продолжают делать это и по сей день, и важной частью их работы является создание образовательных учреждений. Порой им приходится начинать с создания алфавита, так как некоторые народности порой вовсе ни имеют письменности. Таким образом, христианство становится причиной появления различных видов письменности, и даже кириллица, с помощью которой я печатаю данную статью, была, как многие знают, создана христианскими миссионерами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Библия является самой переведённой книгой в мире – полностью или частично она переведена на более чем 3 300 языков1.
![]() |
Печатный станок Гутенберга |
Если коснуться вопроса обучения глухих людей, то первым документально зафиксированным примером сурдопедагогики является попытка обучить глухого ребёнка епископом беверлийским в VII веке. В 1550 г. первая в мире школа для глухих была организована испанским монахом-бенедиктинцем Педро Понсе де Леоном при Сан-Сальвадорском монастыре. А одним из ключевых основоположников сурдопедагогики считается французский аббат Шарль-Мишель де л'Эпе. Благодаря готовности аббата делиться своими наработками, его методика распространилась по миру: именно по этой причине и русский жестовый язык, и американский амслен относятся к семье французской жестовой речи. Через два года после его смерти национальное собрание признало де л’Эпе «благодетелем человечества» и постановило, что на глухих распространяются Права и свободы человека и гражданина. И раз уж мы коснулись прав и свобод, то давайте далее поговорим о них.
Защита прав и свобод человека
Противники христианства порой критикуют Христа за то, что Он нигде не отменяет рабство прямым текстом, а некоторые идут ещё дальше и утверждают, что тем самым Он его даже поддерживает. Только вот подобные рассуждения не очень вяжутся с тем фактом, что ничто так не повлияло на отмену рабства в частности и на защиту прав человека в целом, как учение Христа. Значимость каждой человеческой жизни христиане осознавали уже на раннем этапе. Так Святой Телемах, согласно преданию, был побит камнями за то, что пытался остановить проведение гладиаторских боёв. Произошло это в 404 году, а проводимый тогда бой стал, по всей видимости, последним в истории гладиаторских боев Римской империи. Однако одним из первых борцов за права человека в истории считается испанский священник-доминиканец Бартоломе де лас Касас (1484 – 1566), который боролся против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов.
![]() |
Уильям Уилберфорс |
Данный список имён далеко не полный, но и этого уже вполне достаточно, чтобы оценить масштаб влияния. Под конец только упомяну ещё проповедницу Лукрецию Мотт (1793 – 1880), которая была не только аболиционисткой, но ещё и активисткой движения за права женщин, суфражисткой и соучредительницей Суортмор-колледжа, который по сей день считается одним из лучших учебных заведений США. Среди его выпускников 5 лауреатов Нобелевской премии, двое из которых получили её за научные достижения в области физиологии или медицины. Кстати о медицине...
Медицина
Как и в случае с образованием, кто-то скажет, что медицина появилась задолго до Христа. Так и есть. Однако и в этом случае доступ к ней имела, как правило, лишь привилегированная прослойка общества. Заботиться о бедных никому в голову не приходило, не говоря уже о том, что недееспособность человека по причине болезни, старости или инвалидности порой могла быть вполне достаточным основанием, чтобы прекратить его существование посредством принудительного умерщвления. Но и тут подход христиан пошёл наперекор традициям. Так первым человеком, который основал общественную лечебницу стационарного типа, считается церковный писатель и богослов Василий Великий (ок. 330 – 379). Он создал целый комплекс, который получил название «Василиада» и включал в себя больницу, хоспис, а также приют для престарелых и инвалидов. Находился он в Кесарии, на территории современной Турции. А в западном мире первый общественный госпиталь был основан примерно в 400 году Фабиолой, ученицей святого Иеронима. В 580 году епископом Масоной Меридским была основана первая больница в вестготской Испании.
![]() |
Больница Отель-Дьё |
![]() |
Флоренс Найтингейл |
А что насчёт самого Красного Креста? Его в 1864 году основал Жан Анри Дюнан (1828 – 1910) – швейцарский общественный деятель, жизнь которого, как сказано на официальном сайте Красного Креста, «находилась под глубоким влиянием христианской веры»2. То же самое касается и остальных четырёх сооснователей – всех их объединяло стремление жить в соответствии со своей протестантской верой. Результаты деятельности Красного Креста были настолько впечатляющими, что принципы этой организации начали перенимать даже мусульманские страны, в результате чего появилось ещё и движение Красного Полумесяца. В 1901 году Анри Дюнан и француз Фредерик Пасси (1822 – 1912) стали первыми в истории лауреатами Нобелевской премии мира. Кстати, Фредерик Пасси, которого прозвали «апостолом мира», был основателем «Международной лиги мира и свободы» и также руководствовался своими христианскими убеждениями.
И это лишь некоторые известные имена! Но сложно оценить труд десятков тысяч миссионеров, построивших тысячи больниц в самых отдалённых местах нашей планеты: от непроходимых джунглей до жарких африканских пустынь. Как отмечает доктор философии Рут Такер: «Служение миссионеров-медиков в двадцатом столетии было, вне всякого сомнения, величайшим гуманитарным достижением, которое когда-либо знал мир». Такер отмечает, что ещё в 1935 году половиной больниц в Китае заведовали христианские миссионеры3. Профессор и врач Мартин Ллойд-Джонс пишет, что в начальные периоды истории развивающихся стран Африки и Азии строительство в них больниц и школ было возможно лишь благодаря деятельности христианской церкви4.
Нельзя также не упомянуть о колоссальном вкладе в медицину глубоко верующих учёных. Одним из наиболее известных является, пожалуй, Луи Пастер (1822 – 1895) – известный французский химик и микробиолог, которому мы обязаны появлением пастеризации, стерилизации и вакцинации. Стоит также отметить заслуги таких выдающихся людей, как Джозеф Листер (1827 – 1912), который является создателем хирургической антисептики, Джеймс Янг Симпсон (1811 – 1870), который внёс значительный вклад в развитие гинекологии, и, конечно, аббат Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884), чьи открытия стали первым шагом на пути к современной генетике. И раз уж мы заговорили про учёных, то, значит, самое время перейти к этой весьма деликатной теме.
Наука
Противопоставление веры и науки столь распространено в среде рядовых обывателей, что уже давно набило оскомину. Однако реальное положение дел таково, что именно христианская вера стала главным драйвером того, что мы теперь называем научной революцией. Разумное устройство нашего мира, которое мы сейчас принимаем как само собой разумеющееся, далеко не всегда было таким очевидным, но если допустить существование разумного Творца, то вероятность того, что сотворённый Им мир также устроен разумно, значительно возрастает. Именно таким предположением и руководствовались практически все пионеры научной революции, так что все их научные изыскания были, по сути, актом веры. Занятие наукой было их служением Богу, посредством которого они стремились приблизиться к Нему и познать Его разум. Они не преследовали утилитарных целей, которыми, как правило, руководствовались изобретатели прошлого, но совершали открытия ради самих открытий. В отличие от толпы современных критиков Альберт Эйнштейн отчётливо видел эту тесную связь между научными поисками и религиозным мировоззрением основоположников современной науки. Рассматривая данный вопрос он пишет:
«Предложенная здесь интерпретация религии подразумевает зависимость науки от религиозного мировоззрения, связь, которую в наш преимущественно материалистический век слишком легко упустить из виду. Хотя и верно, что научные результаты совершенно независимы от религиозных или моральных соображений, люди, которым мы обязаны великими научными достижениями, все были проникнуты истинно религиозным убеждением, что Вселенная является чем-то совершенным и доступным рациональному познанию. Если бы это убеждение не было столь эмоциональным и если бы искатели знания не были бы вдохновлены Спинозовской «Интеллектуальной любовью к Богу» (Amor Dei Intellectualis), они вряд ли были бы способны на ту неустанную преданность, которая только и позволяет человеку выйти к величайшим достижениям»5.
Подытоживая мнение Эйнштейна и других исследователей относительно пионеров научной революции, К.С. Льюис пишет: «Люди становились учеными, потому что они ожидали обнаружить законы в природе, а ожидали они это потому, что верили в Законодателя»6.
Те учёные, о ком здесь идет речь, многим хорошо известны. Среди первопроходцев это прежде всего Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Блез Паскаль, Роберт Бойль, Тихо Браге, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Рене Декарт, Пьер де Ферма, Парацельс, Герман Бургаве, Отто фон Герике, Джон Рей и др. Христианским учением были также проникнуты многие их последователи, среди которых такие выдающиеся учёные, как Майкл Фарадей, Джеймс Клерк Максвелл, Андре-Мари Ампер, Леонард Эйлер, Анри Пуанкаре, Карл Фридрих Гаусс, Макс Планк, Сэмюэл Морзе, Джон Дальтон, Карл Линней, Луиджи Гальвани, Алессандро Вольта, Джеймс Джоуль, Уильям Томсон (лорд Кельвин), Джон Амброз Флеминг, Курт Гёдель, Рональд Росс, Алексис Каррель, Джозеф Эдвард Мюррей, Адам Седжвик, Уильям Гершель, Гульельмо Маркони, Уильям Кёрби, Жорж Леопольд Кювье и др.
Список этот далеко не полный, но заслуги даже упомянутых здесь учёных можно было бы перечислять очень долго. Хотя я полагаю, что в этом нет особого смысла, поскольку о каждом из них вы и сами без труда найдёте информацию в Википедии. Нам же достаточно будет отметить, что практически все современные технологии, которыми мы пользуемся каждый день, в той или иной степени опираются на их открытия. Объединяет же всех этих учёных одна простая вещь – проявление глубочайшего почтения к учению Христа.
![]() |
Жорж Леметр и Альберт Эйнштейн |
Завершить эту часть моей статьи я хотел бы цитатой такого учёного, как Эрвин Шрёдингер (1887 – 1961), который хоть и не был христианином, однако имел очень широкий кругозор и в отличие от многих критиков ясно осознавал ограниченный характер естественно-научных дисциплин:
«Научная картина окружающего меня мира является весьма неполной. Она даёт мне много фактической информации и приводит весь наш жизненный опыт к хорошо согласованному порядку, однако она хранит тягостное молчание в отношении всего того, что действительно близко нашему сердцу, что действительно имеет для нас значение. Она не может ничего сказать миру о восприятии красного и синего цвета, о горьком и сладком, о чувстве радости и чувстве печали. Она ничего не знает о красоте и уродстве, добре и зле, Боге и вечности. Наука иногда пробует ответить на эти вопросы, но очень часто эти ответы настолько глупые, что мы не можем воспринимать их всерьёз. Очень часто науку клеймят, называя её атеистической. Учитывая всё вышесказанное, это и не удивительно. Если научная картина мира не вмещает в себя красоту, радость, печаль, если личность вырезана из неё по общему согласию, как она может вмещать самую возвышенную идею, которая являет себя человеческому разуму?»7
Именно о прекрасном, которое не вмещается в научную картину мира, мы и поговорим в следующей части.
Культура
Уже в самом первом стихе Библии говорится о творческом акте. Далее в этой же главе написано, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию, из чего, вероятно, следует, что в человеке также должны быть заложены творческие способности. И наличие у человека таких способностей не вызывает сомнений ещё со времён наскальной живописи. С помощью творчества люди часто выражают свои самые глубокие переживания, в нём отражаются человеческие интересы и пристрастия, его используют, чтобы рассказать о своём внутреннем мире или донести до других свои идеи. А для многих ли людей источником вдохновения стал образ Христа? Давайте посмотрим! И начать я хотел бы с изобразительного искусства.
Изобразительное искусство
Эта часть статьи для меня одна из самых сложных. И не потому, что сказать тут особо нечего, а по причине того, что я весьма плохо разбираюсь в этой теме. И очень жаль, потому что на тему христианских мотивов в искусстве пишутся целые книги. Например, 800-страничный труд Синтии Перл Маус «Христос и изящные искусства»8, «Путешествие в христианское искусство» Хелен де Боршграв9, «75 шедевров, о которых должен знать каждый христианин» Терри Глэспи10 и др.
Итак, поскольку в данном вопросе я не имею достаточной компетенции, я решил просто выбрать и показать ряд ярких примеров воплощения евангельских сюжетов в работах известных художников. Полагаю, что многие имена и некоторые картины будут вам знакомы:
Должен заметить, что я просто выбрал по одной картине от первых 50-ти попавшихся мне имён11. Разумеется, список художников и тем более примеров картин этим далеко не ограничен. На самом деле, в некоторых случаях даже у одного художника можно обнаружить полсотни картин с христианскими сюжетами. Например, у того же Рафаэля Санти только с Марией (матерью Христа) имеется несколько десятков картин. Делая данную подборку и просматривая сотни картин, мне в голову пришла мысль о том, что работами известных художников при желании можно сопроводить чуть ли не каждый эпизод из жизни Христа (кстати, отличная идея для книги). Кроме того, я оставил за скобками чисто религиозное искусство типа иконографии, росписи церквей и т.п., а это сразу ещё плюс более сотни имён.
![]() |
Кёльнский собор |
![]() |
Донателло - Иоанн Евангелист (мрамор) |
В социальной сети ВКонтакте есть сообщество «Библейские сюжеты в искусстве»12, в котором вы сможете найти ещё тысячи примеров по данной теме, а анализировать тонкости влияния христианства на изобразительное искусство я оставляю специалистам. Завершить данный вопрос я хотел бы цитатой известного телеведущего Владимира Познера, который хоть и является атеистом, однако, судя по всему, прекрасно осознаёт всю значимость христианского влияния: «Того, кто не читал Библию, следует считать грамотным лишь отчасти. Без знания Библии невозможно понять огромные пласты искусства – живописи, музыки… Попробуйте без Библии понять Баха или Микеланджело».
Ну что ж, видимо, самое время поговорить о музыке...
Музыка
«Иисус был революционер» – поётся в песне «Далеко»13 рок-группы Lumen. И учитывая всё вышесказанное, с этим сложно не согласиться. Социальная и культурная революция, произведённая Христом, с лёгкостью затмевает любую другую по своему масштабу, силе и степени влияния. И музыка в данном случае не является исключением. Она присутствовала в христианской церкви с самого её зарождения (От Матфея 26:30), ещё даже до того, как появился термин «христиане». Считается, что Schola cantorum, которая предположительно была основана в Риме в 314 году епископом Сильвестром I, стала первой профессиональной музыкальной школой в Европе. В частности, она сыграла ключевую роль в развитии григорианского пения, которое по сей день остаётся частью нашей культуры, причём не только церковной, но и популярной. Одним из примеров является композиция «Virgo Serena», которая звучит в компьютерной игре The Talos Principle.
Следующий важный этап в развитии музыки связан с Гвидо д’Ареццо (992 – 1050) – монахом-бенедиктинцем и теоретиком музыки, который является одной из самых значимых фигур во всей истории западноевропейской музыки. Именно он ввёл названия нот, которыми мы пользуемся по сей день. Источником их названий ему послужил гимн Иоанну Крестителю «Ut queant laxis»:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Iohannes.
Только нота «ут» со временем была заменена на «до» для более удобного проговаривания при пении. Вклад Гвидо д’Ареццо имел для развития музыки примерно такое же значение, как появление письменности для литературы.
![]() |
Иоганн Себастьян Бах |
Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759) – немецкий и английский композитор, известный своими операми, ораториями и концертами. Вместе с Бахом находится в лютеранском «Календаре святых». Его знаменитая «Аллилуйя» из оратории «Мессия» использовалась различными творческими людьми такое количество раз, что стала своего рода мемом.
Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) – австрийский композитор, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внёс вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Гайдн был убеждённым католиком и по аналогии с Бахом подписывал свои работы S.D.G. и другими аббревиатурами.
Франц Петер Шуберт (1797 – 1828) – австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Был католиком как и Гайдн. Доминирующее положение в наследии Шуберта занимает музыка, написанная для голоса (голосов) и фортепиано. В основном благодаря ему песня стала равной по значению другим жанрам.
Христианином также был Феликс Мендельсон (1809 – 1847) – немецкий композитор, пианист, дирижёр и один из крупнейших представителей романтизма в музыке. Если вы не выходили замуж под его «Свадебный марш», то наверняка слышали его во время чужой брачной церемонии.
В качестве последнего примера назову отечественного композитора, пианиста и дирижёра Сергея Рахманинова (1873 – 1943). Он очень любил церковное пение и когда жил в Москве часто даже зимой вставал в семь часов утра, чтобы поехать на церковную службу, чаще всего в Андроников монастырь на Таганке.
![]() |
Сестра Розетта Тарп |
И несмотря на то, что некоторые христиане часто критично относятся ко многим современным жанрам музыки, другие христиане записывают песни в этих жанрах и достигают с их помощью миллионов слушателей по всему миру. Их музыка используется в фильмах и компьютерных играх, играет на радио и пользуется спросом в музыкальных стриминговых сервисах. К числу наиболее известных христианских исполнителей последних десятилетий можно отнести P.O.D., Skillet, NF, for King & Country, Red, Lauren Daigle, Kirk Franklin, Thousand Foot Krutch, Flyleaf, Michael W. Smith, DC Talk, Stryper и многих других.
Как и в случае с изобразительным искусством, о христианской музыке и исполнителях пишутся отдельные книги, в написании одной из них мне даже довелось принимать небольшое участие. Она посвящена христианской электронной и танцевальной музыке и называется «Мир CEDM. Евангельская танцевальная музыка и не только». И раз уж тема книг так настойчиво напрашивается, давайте поговорим и о них.
Литература
Особо останавливаться на ярко выраженной христианской литературе я, пожалуй, не стану, поскольку речь в данном случае идёт как минимум о десятках, а скорее всего даже о сотнях тысяч различных книг. Куда интереснее, как мне кажется, обратить внимание на то, что христианские образы очень часто встречаются в классической литературе, читая которую я в полной мере ощутил справедливость слов Владимира Познера, которого я цитировал ранее. Действительно, не зная Библии, можно легко не понять и то вовсе упустить различные намёки, аллегории и отсылки автора.
![]() |
Доменико ди Микелино. «Божественная комедия освещает Флоренцию». Фреска, 1465 год. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция |
Разумеется, такое влияние не могло остаться незамеченным, поэтому и этой теме исследователи посвящают отдельные работы. Как, например, отмечает Джозеф Нельсон Грин в своей книге «Евангелие в литературе»16: «Английская литература в неоплатном долгу перед христианством. Многие сюжеты и многие темы лучших произведений нашей литературы почерпнуты в Евангелии». Да что уж говорить, если одному только влиянию христианства на произведения Шекспира посвящена отдельная книга – «Христос в произведениях Шекспира» Джорджа Моррисона17. А профессор и литературный критик Джон Грейджер в своей работе «Как Гарри заколдовал мир» раскрывает христианские идеи, заложенные в серию книг о Гарри Поттере. Эта книга, кстати, переведена на русский язык.
Отдельно стоит упомянуть двух авторов, которые оказали огромное влияние на развитие такого жанра, как фэнтези. Речь, разумеется, идёт о таких английских писателях, как Джон Рональд Руэл Толкин (автор романа «Властелин колец») и Клайв Стейплз Льюис (автор цикла повестей «Хроники Нарнии»). Оба автора были убеждёнными христианами и их произведения содержат много христианских аллегорий. Вот, например, что писал сам Толкин: «Разумеется, „Властелин колец“ в основе своей произведение религиозное и католическое; поначалу так сложилось неосознанно, а вот переработка была уже вполне сознательной. Поэтому я или не вкладывал, или решительно устранял из вымышленного мира практически все ссылки на „религию“, на культы и обряды. Ведь религиозный элемент вобрали в себя сюжет и символика»18. Как многие знают, «Хроники Нарнии» и «Властелин колец» были экранизированы и их экранизации также приобрели широкую популярность. Кстати, это не единственные экранизации книг христианских авторов, но о фильмах тоже стоит поговорить отдельно.
Кинематограф
Кино считается одним из наиболее светских видов искусства, однако и в этом случае ощутимое влияние христианства является неоспоримым. Уже на заре кинематографа, в 1898 году, Луи Люмьер и Жорж Ато выпускают 10-минутный фильм «Жизнь и страдания Иисуса Христа». А вообще за всю историю кинематографа было снято более десятка художественных фильмов, посвящённых непосредственно жизни и служению Христа. Несколько из них заслуживают отдельного упоминания.
![]() |
«Иисус» (1979) |
![]() |
«Бен-Гур» (1959) |
![]() |
«По соображениям совести» (2016) |
![]() |
«Побег из Шоушенка» (1994) |
![]() |
«Молчание» (2016) |
Вот тебе и наиболее светский вид искусства! А это я ещё старался по возможности избегать упоминания чисто христианских фильмов, коих существует огромное множество. Я не назвал ни одного фильма популярного среди христиан режиссёра Алекса Кендрика, упомянул всего один фильм братьев Эрвинов, не подымал темы православного и католического кино. Возможно этому вопросу кто-то захочет посвятить отдельную статью, а я закончу рассмотрение данной темы замечанием о том, что кинематограф является одним из наиболее дорогих видов искусства – на создание некоторых из упомянутых выше фильмов было потрачено более 100 миллионов долларов. Выпускать такие крупнобюджетные картины позволяет высокоэффективная...
Экономика
Можно перечислять разные факторы, влияющие на экономическое развитие государств, однако сложно отрицать тот факт, что христианская этика играет в этом не последнюю роль. Ей продиктованы такие принципы, как честность по отношению к партнёрам, забота о сотрудниках, старательность при выполнении работы, ответственное отношение к финансам и т.д. Влияние христианства на развитие экономики ещё в начале прошлого века привлекло внимание немецкого социолога и экономиста Макса Вебера, который изложил свои наблюдения в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма». Насколько точно он видел степень этого влияния – вопрос спорный, но сам факт влияния мало кто подвергает сомнению. Бурное экономическое развитие западного мира привело к тому, что элементы его экономической модели в большей или меньшей степени начали перенимать и другие страны, в частности ряд азиатских стран, что также положительно сказалось на их экономике.
![]() |
Протестантский храм (а/г Ольшаны) |
В качестве похожего примера можно ещё вспомнить евангельские трудовые коммуны в СССР. В 1928 году одна из таких коммун под названием «Вифания» насчитывала 108 членов и активно занималась заготовкой сена, выращиванием хлеба, овощей, фруктов и клевера, имела большое пчеловодческое хозяйство, выращивала коров, лошадей, свиней, овец и птицу. Кроме того, коммуна имела мельницу, круподёрку, маслобойку, драночный и лесопильный станки, а также кузнечную, слесарную, кожевенную, сапожно-шорную, портняжную и ткацкую мастерские. Помимо хозяйственной деятельности коммуна занималась благотворительностью, кормя и предоставляя жильё нуждающимся. На губернской, уездной и волостной сельскохозяйственных выставках коммуна получала похвальные отзывы, свидетельства и призы. Но уже в 1929 году «Вифания» была ликвидирована решением Тверского исполкома как «лжеколхоз» для создания на её месте «настоящего советского коллектива». Остальные евангельские артели и коммуны также были объявлены врагами подлинной коллективизации и в конечном итоге уничтожены, ведь «мудрая» атеистическая власть руководствовалась своим представлением о светлом будущем.
![]() |
Джон Дэвисон Рокфеллер |
Благотворительность
Последователи Христа занимались благотворительностью ещё задолго до того, как это стало мейнстримом. Это сегодня мы рождаемся в культуре, где благотворительность получает широкое общественное одобрение и кажется чем-то естественным. Она настолько всеми приветствуется, что ей часто занимаются даже те, кому в действительности нет никакого дела до нуждающихся. Однако христиане занимались благотворительностью 2000 лет, не ожидая при этом какого-то общественного признания. Помощь бедным, больным и голодным была частью служения как самого Христа, так и его первых учеников. И это служение не прекращается по сей день. Тысячи церквей и отдельных верующих по всему миру регулярно участвуют в благотворительной деятельности, жертвуя не только финансы, но и своё время и силы. Ей занимались многие, из уже упомянутых в этой статье: Василий Великий, Джон Рокфеллер, Дензел Вашингтон, коммуна «Вифания», Красный крест и т.д. Объёмы всей оказанной христианами помощи на протяжении двух тысячелетий попросту невозможно оценить. Сколько бы людей и организаций я тут не называл – всё это будет просто капля в море.
Исследовательская группа «Религия в жизни Америки» из Принстона, штат Нью-Джерси, основанная Институтом Гэллапа, выяснила, что прихожане церквей больше склонны регулярно жертвовать на благотворительность. Согласно докладу 1990 года, названному «Религия и общественные интересы», церкви и синагоги вносят больший вклад в систему социального обеспечения, чем любые другие неправительственные организации, включая крупные корпорации». Также выяснилось, что религиозные учреждения ежегодно жертвуют девятнадцать миллиардов долларов на «заботу о детях и стариках, образование, здравоохранение, еду неимущим и жилье бездомным» и являются «одними из самых эффективных благотворительных учреждений в обществе». Кроме того, каждый год добровольцы из разных церквей выполняют работы на общую сумму шесть миллиардов долларов24.
Это данные 30-летней давности, но вряд ли что-то кардинально поменялось. Интереса ради я взял топ 10 благотворительных организаций из списка Forbes за 2024 год25 и почитал об их основателях. Как минимум шесть организаций из десяти (Feeding America, United Way, St. Jude Children's Research Hospital, Habitat for Humanity, Goodwill Industries International и Salvation Army) были основаны христианами.
![]() |
Feeding America - крупнейшая благотворительная организация США. Основана католиком Джоном ван Хенгелем в 1979 году. |
Строки, которые вы сейчас читаете, я пишу в январе 2025 года. Ещё недавно сотни миллионов людей по всему миру отмечали Новый Год. И хотя наше летоисчисление уже в самом себе содержит отсылку ко Христу, я хотел бы в рамках рассматриваемой темы привести ещё один интересный пример, а именно Николая Чудотворца, который помимо прочего совершил прекрасный благотворительный акт, раздав своё наследство бедным. Почему я вспомнил именно его? Всё очень просто! Именно он стал прообразом того самого Санта-Клауса, который приносит новогодние подарки.
Кто более значимый?
И как вы могли уже догадаться, на первой строчке этого рейтинга, разумеется, оказался Христос27. Однако и этого мне было мало, поэтому я решил внимательнее присмотреться ко всем тем, кто оказался в первой сотне данного рейтинга. И выяснилось, что как минимум половина исторических фигур из этой сотни в той или иной степени были приверженцами христианской веры! Причём о большинстве из них (включая таких людей, как Христофор Колумб, Чарльз Диккенс, Фрэнсис Бэкон, Иммануил Кант, Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жанна д’Арк, Джон Кеннеди, Джордж Вашингтон и др.) я даже ни разу не упомянул в данной статье, стараясь сделать её максимально сжатой. А что касается оставшихся, то многие из них, даже не будучи христианами, в той или иной степени испытали на себе его влияние: Махатма Ганди положительно отзывался о личности Христа; Моцарт, Бетховен и Чайковский писали церковную музыку; Мухаммед и Джозеф Смит позаимствовали многое из христианства для своих религий; Гитлер и Сталин ожесточённо боролись с христианством и т.д. По сути, из этого списка христианского влияния не испытали на себе лишь те немногие, кто жил до Христа (Сократ, Платон, Аристотель, Александр Македонский, Гаутама Будда и т.п.). Другими словами, просто проанализировав этот список, вывод о беспрецедентном влиянии Христа можно было бы сделать, даже если бы мы Его вообще убрали из этого списка.
В начале этой статьи я сделал утверждение о том, что влияние Христа на историю значительно превосходит влияние любой другой исторической личности. И я бросаю вызов любому, кто хочет это оспорить. Единственный способ этот сделать – это привести в качестве примера другую историческую фигуру и похожим образом обосновать, что её влияние сопоставимо с влиянием Христа. Правда, шанс, что, перелопатив такое количество материала, я чудесным образом пропустил какую-то более значимую историческую личность, уверенно стремится к нулю. Поэтому я предполагаю, что многие критики религии и христианства в частности будут для самоуспокоения пытаться не опровергнуть моё утверждение по существу, а нивелировать его значимость другими способами. Так что, имея богатый опыт общения с критиками всех мастей, в конце я хотел бы рассмотреть наиболее предсказуемые возражения.
Возражения
Когда речь заходит о каких-то известных представителях христианства, особенно если речь идёт об учёных, то критики часто заявляют, что просто, мол, времена были такие. Просто всем нужно было верить, особенно если ты учёный и хочешь заниматься наукой. Зачастую на этом данное возражение и заканчивается, а значит в качестве ответа мы могли бы воспользоваться формулой, к которой часто прибегают сами критики, а именно, ответить им так: то, что утверждается без доказательств, может быть и отвергнуто без доказательств. И уже на этом можно было бы поставить точку, однако не будем искать лёгких путей и ответим более аргументированно. Во-первых, сразу следует отметить, что далеко не во всех случаях христианская вера была необходимым требованием для нормального взаимодействия с обществом и государством. В действительности, чаще даже было с точностью до наоборот. Например, ранее я упоминал Уильяма Уилберфорса, чьи христианские убеждения настолько порицались его окружением, что он уже был готов уйти из политики. А склонный к вольнодумству прусский король Фридрих II весьма пренебрежительно относился к Леонарду Эйлеру за его христианские убеждения. Даже научные коллеги Эйлера, такие как Жан Лерон Д’Аламбер и Жозеф Луи Лагранж, относились к нему отрицательно из-за его веры. Т.е. уже в XVIII веке христианская вера не только не требовалась от учёных, но зачастую даже создавала им дополнительные проблемы. А большинство упомянутых мной верующих учёных (Фарадей, Максвелл, Ампер, Пуанкаре, Планк, Линней, Гальвани, Вольта, Пастер, Мендель и др.) появляются в этот и даже более поздний период. Другими словами, называть их веру вынужденной попросту невежественно. Я уже не говорю о том, что в отдельные периоды истории быть христианином, а тем более действовать в соответствии со своей верой, было и вовсе опасно для жизни, что подтверждается на примере ряда упомянутых мной людей (Святой Телемах, Джон Браун, Франц Егерштеттер и др.). А миссионеры так и вовсе подвергали себя риску во все периоды истории. Оскар Уайльд даже отпустил по этому поводу злую шутку: «Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своём бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера».
***
Следующее наиболее типичное возражение заключается в том, что всё то зло, которое совершили христиане, перечёркивает всё хорошее. В качестве наиболее частых примеров обычно приводят религиозные войны, инквизицию, священников-педофилов и финансовые махинации. Рассматривая это возражение, я сначала хотел бы попросить читателя проявить немного объективности. Одной из главнейших заповедей, согласно словам Христа, является любовь к ближнему29. И вот представьте: два человека, обратившись в христианство, читают эту заповедь, и один идёт кормить голодных, лечить больных и защищать права угнетаемых, а второй идёт убивать всех, кто ему не нравится. А теперь простой вопрос: кто из этих двух следует учению Христа? Мы сплошь и рядом видим, как зло прикрывается чем-то хорошим и правильным. Типичный пример: диктатор, прикидывающийся демократом. Является ли это для нас поводом критиковать демократию? В этом случае мы почему-то проводим различие между идеей и непоследовательностью действий её предполагаемого последователя. И наука также не застрахована от подобных злоупотреблений её представителей. Научные фальсификации, жестокие опыты над людьми во имя науки, всевозможные античеловечные концепции (типа социал-дарвинизма, расовой теории, евгеники и т.д.) – всё это «заслуги» людей науки. Но мы почему-то не наблюдаем, чтобы все вокруг клеймили за это науку. И я тоже считаю, что это совершенно нелогично, как, собственно, и клеймить христианство за поступки отдельных верующих. Однако, многих почему-то ни капли не смущает подобная политика двойных стандартов. В моей статье говорится о тех, кто вдохновлялся учением Христа, а не о тех, кто под маской христианства поступал вопреки ему. Так что, отвечая на данное возражение, на этом можно было бы уже поставить точку, однако я хотел бы обсудить ещё один аспект.
Дело в том, что то зло, в котором обвиняют христианство (причём, как мы уже выяснили, незаслуженно), общество склонно в добавок ещё и сильно преувеличивать. Крупные СМИ с радостью и в красках расскажут вам про очередного священника-педофила, но им абсолютно неинтересно писать о работе многочисленных христианских миссий, которые строят больницы и школы в бедных странах, кормят голодных, заботятся о сиротах и совершают массу другой работы ежедневно в режиме нон-стоп. А если иногда и появляется новость о чём-то подобном, то в ней порой могут даже не обмолвиться о том, что те, кто это делают, являются христианами. В результате, в общественном сознании складывается совершенно искажённое представление о реальности. Кроме того, какие-то негативные стороны часто изображаются в куда более мрачном свете, чем это есть на самом деле. Наиболее яркий пример – это Святая инквизиция, о которой, пожалуй, стоит поговорить отдельно.
Только в последние десятилетия начали проводиться полноценные исторические исследования по инквизиции, в результате которых многие прежние общепринятые взгляды начали переходить в разряд мифов и легенд. Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что инквизиция представляла из себя полноценное судебное разбирательство. «Что в этом такого?» – спросите вы. А дело в том, что создание инквизиции происходило в обстановке, когда адекватная судебная система отсутствовала как таковая. Типичной была ситуация, когда толпа, обвинив кого-то в колдовстве или ереси, на месте устраивала самосуд и немедленную казнь. И инквизиция создаётся с целью пресечения подобных случаев. Она вводит цивилизованные формы расследования, судопроизводства, адвокатуры и инициирует тщательный разбор каждого дела. Т.е. инквизиция не только спасает людей от линчевания, но и закладывает основу современной судебной системы, ставшей неотъемлемой частью нашей жизни. С этого момента у людей появляется право на рассмотрение своего дела судом инквизиции, который выносил оправдательный приговор в большинстве случаев. Смертный приговор, согласно последним данным, выносился менее чем в 2% случаев. Уже только на основании одного этого факта справедливее было бы говорить не о количестве жертв инквизиции, а о значительном сокращении количества неконтролируемых убийств, совершаемых на улицах. Другими словами, Святая инквизиция была не страшным воплощением тёмных предрассудков, как многими принято считать, а значительным шагом навстречу социальному прогрессу.
А как же миллионы жертв? А очень просто! Не было никаких миллионов жертв, и даже сотен тысяч, да и десятков тысяч тоже не было. В настоящий момент предполагаемое количество казнённых инквизицией людей находится в пределах нескольких тысяч. Тоже, казалось бы, немало, но следует принять во внимание ряд аспектов. Во-первых, зачастую инквизиция имела дело с весьма серьёзными преступлениями, такими, например, как детоубийство, т.е. большинство казнённых не были невинными овечками. Но надо признать, что, разумеется, были случаи, когда наказание (по современным меркам) было чрезмерным, также были случаи и злоупотребления властью отдельными людьми, что, кстати, сама же инквизиция старалась пресекать и даже могла таких инквизиторов отправить под суд. Поэтому если исключить реальных преступников и ограничиться теми, кто пострадал от рук инквизиции незаслуженно или несоразмерно своему деянию, то речь и вовсе пойдёт лишь о сотнях. Всё ещё много? Много относительно чего? Обращаю внимание, что речь идёт о судебном органе, который действовал в целом ряде стран на протяжении более 500 лет! А сколько судебного произвола и злоупотребления властью произошло в наших современных странах хотя бы за последние 20 лет? Про правителей XX века с антихристианской идеологией я вообще молчу. При Сталине в отдельные периоды времени могли безвинно казнить более 1000 человек в день. Не за 500 лет, не за 100 или 10 лет, не за год и даже не за месяц! В день! Великий вождь народов за один день легко переплёвывает 500 лет «страшной и ужасной» инквизиции! Или ради «светлого атеистического будущего» – это другое? А если взять весь XX век, то речь пойдёт уже о реальных миллионах жертв. И я сейчас не про войны, а про преследования и казнь граждан внутри стран с атеистическим или антихристианским режимом. В этом случае новые атеисты, как правило, делают вид, что ничего не слышали про атеистические убеждения таких людей, как Пол Пот, Иосиф Сталин, Николае Чаушеску, Ким Чен Ын, Мао Цзэдун и др. А ведь по сравнению с любым из них инквизиция покажется раем.
![]() |
Кристиано Банти – Галилей перед Инквизицией |
Выходит, что деятельность инквизиции, которая в общественном сознании является одной из самых страшных страниц в истории христианства, спасла множество жизней от бесконтрольного самосуда и заложила основы современной судебной системы. При этом количество вынесенных ей несправедливых приговоров, если учесть время её существования, находится примерно на уровне статистической погрешности, что делает её более гуманной, чем многие современные суды. Говоря об инквизиции, я рассмотрел лишь пару основных моментов, но если вы хотите узнать больше подробностей, то я крайне рекомендую ознакомиться с лекцией профессора и специалиста по средневековой философии Андрея Баумейстера, которая называется «Святая Инквизиция: разрушение "черной легенды"»31. Там он дополнительно касается таких тем, как испанская инквизиция, пытки, аутодафе и др., а также даёт ссылки на новейшие исследования светских специалистов по истории инквизиции. Рассматривая данный вопрос, британский историк, писатель и журналист Пол Джонсон отметил:
Антивоенное граффити в Санкт-Петербурге с изображением Иисуса «Почти каждая страница этой истории содержит примеры человеческой глупости и подлости среди христианских лидеров. Но в результате исследования я пришёл к выводу, что они совершали эти грехи не под влиянием христианства, а вопреки ему. Христианство было не источником зла, а сдерживающим фактором (часто единственным). История человечества даже в христианскую эпоху полна ужасов. Но насколько страшнее были бы эти две тысячи лет, если бы не христианство!»32.
И раз уж мы заговорили о зле, то нелишним было бы отметить, что критикам свойственно не только выдвигать в адрес христианства незаслуженные обвинения, но ещё и не замечать всего того зла, которое совершается в отношении самих христиан. А ведь именно христиане на протяжении всей истории становились одним из главных объектов нетерпимости. Уже начиная с первого века их убивали римляне, именно христиане (в отличие от мифических учёных) оказались в числе несправедливо казнённых во времена инквизиции33, их целенаправленно казнили и репрессировали при Гитлере и Сталине, и их продолжают регулярно убивать в наши дни. Согласно отчёту правозащитной организации Open Doors за 2024 год в среднем около 13 христиан убивают за их веру ежедневно, т.е. почти 5000 человек в год34. И это только официально зафиксированные случаи, реальное число убитых, скорее всего, заметно выше. Если говорить не только о летальных случаях, но и о других видах физического и психологического насилия в отношении христиан, то число жертв будет исчисляться десятками тысяч. Чаще всего христиане подвергаются насилию в мусульманских странах, в то время как в христианских странах мусульманам разрешают свободно строить мечети, устраивать публичные демонстрации, учиться в самых престижных ВУЗах и убеждать западное общество в том, что ислам – это религия мира. Но крупным СМИ всё это не особо интересно, зато они с радостью на весь мир раструбят о нетерпимости христианки, отказавшейся регистрировать однополые браки35 и вызвав тем самым моральные страдания у геев и лесбиянок. Порой происходящее похоже на какой-то сюр!
***
Это были, пожалуй, два наиболее предсказуемых возражения. Но кто-то может ещё указать, например, на то, что множество других учёных и известных деятелей не были христианами. И я с этим утверждением полностью соглашусь. Только вот к моему изначальному тезису о том, что Христос оказал более значительное влияние на историю чем любой другой человек, оно никак не относится. При чём здесь все те, кто не был христианином? Да, неверующий человек тоже может быть добрым и умным, кто ж спорит? Особенно когда основа уже заложена и перед глазами есть столько положительных примеров. И в связи с этим стоит отметить, что многие, кого я называл, были не просто известными людьми, но зачастую являлись основоположниками, пионерами, первооткрывателями и основателями, сыгравшими ключевую роль в появлении важнейших общественных институтов. Но при этом я нигде не утверждаю, что для совершения чего-то выдающегося вам обязательно надо быть христианином. Вовсе нет! Я всего лишь стремился показать уникальность роли Христа в истории. Надеюсь, кто-нибудь, кто раньше об этом всерьёз не задумывался, после прочтения данной статьи сможет со мной в этом согласиться.
Ну и последнее, о чём бы хотелось тоже поговорить, является скорее не возражением, а вопросом, который звучит примерно так: «Если учение Христа действительно настолько вдохновляющее, то почему всё описанное не случилось раньше? Почему, например, научная революция случилась только в XVI веке, а не тысячелетием ранее? Почему рабство в США отменили всего лишь 150 лет назад?». Прежде всего стоит отметить, что вопрос сам по себе не является доказательством чего-либо. По-видимому, задающий данный вопрос, хочет намекнуть на то, что если влияние учения Христа действительно является причиной всех этих преобразований, то они должны были произойти гораздо раньше, а раз они раньше не произошли, то причина, следовательно, и не в нём. Частично на это возражение мы уже ответили выше, указывая на то, что деятельность многих перечисленных выше людей была прямым следствием их христианской веры, так что не имеет никакого значения, к какому периоду времени относится их вклад в развитие цивилизации. Далее, с чего мы вообще взяли, что изменения происходят недостаточно быстро? Недостаточно быстро относительно чего? Относительно всей человеческой истории, например, две тысячи лет – это не так уж и много. Также хотелось бы отметить, что в христианстве важную роль играет свобода выбора, (не удивительно, что часть материала данной статьи посвящена защите прав и свобод человека), поэтому учение Христа лишь указывает нам направление, но не заставляет следовать ему против своей воли. Так что если кто-то считает, что развитие человечества происходило недостаточно быстро, то причина этого находится в нас самих.
Я даже больше скажу, с нашей стороны очень наивно полагать, что на данном этапе мы уже достигли какой-то зрелости. На самом деле, моральные стандарты, установленные Христом, настолько высоки, что человечеству до них ещё идти и идти. И может быть спустя 300-400 лет (если люди к этому времени ещё не исчезнут) историки будущего окрестят 20-ый и 21-ый века эпохой безумного технонасилия, когда различные продукты технического прогресса (ядерное, химическое и всевозможные виды огнестрельного оружия) стали средством убийства десятков миллионов людей, затмив по количеству жертв все предыдущие века. Известный атеист Ричард Докинз не понимает этого. Он считает, что развитие западной цивилизации связано с тем, что христиане отказываются от своих убеждений в пользу более совершенных моральных законов. Вероятно, в его представлении христианская этика является чем-то статичным и недоступным для развития, поэтому любые изменения в ней он воспринимает как отказ от неё. В действительности же, постоянное осмысление и принятие учения Христа происходило все 2000 лет, происходит сегодня, и, как я уже отметил выше, мы ещё далеки от завершения этого процесса.
Заключение
В начале моей статьи я говорил о том, что дерево познаётся по плодам. И далее я постарался показать, что влияние учения Христа сопровождает нас буквально на каждом шагу: когда мы отправляем ребёнка в школу или обращаемся за медицинской помощью, когда читаем книгу или пользуемся электроприборами, когда изучаем искусство или даже просто указываем год своего рождения. Всеми этими благами мы пользуемся даже не задумываясь о том, что стало причиной их появления. Ещё дальше идут критики христианства, обвиняющие его во всех бедах и не осознающие, что само право свободно делать свои абсурдные заявления они имеют именно благодаря христианству. Известная российская журналистка Юлия Латынина в своей псевдоисторической работе «Иисус. Историческое расследование» и вовсе дошла до того, что сравнила Христа с бен Ладеном. Даже такой воинствующий атеист как Ричард Докинз при всей его ненависти к религии не додумался до подобного абсурда. На своих недавних дебатах с Айаан Хирси Али он произнёс такие слова: «Я думаю, что Иисус был великим человеком, очень любящей личностью. Всё плохое в христианстве на самом деле проистекает из того, что появилось позднее»36. Это существенно отличается от того, что говорит Латынина, но даже такое утверждение, как я показал выше, далеко от объективности: «всё плохое» на поверку оказывается не таким уж и плохим, а всё хорошее по своему объёму и значимости и вовсе находится вне конкуренции.
Поэтому человек может быть атеистом, агностиком, пантеистом или кем-либо ещё, но если он позволяет себе насмехаться над христианством и тем более над Христом, то это свидетельствует либо о его тотальном невежестве, либо о его фанатичной предвзятости. Христианство имеет огромную ценность само по себе, даже если предположить, что атеисты правы и Бога не существует. Ни одна другая религия и близко не оказала на человечество того благотворного влияния, которое оказало христианство. И даже многие христиане зачастую не имеют достаточного представления о том, какую роль в развитии человечества сыграла та вера, носителями которой они являются. Чтобы исправить необъективные, а порой и вовсе ошибочные представления хотя бы некоторых людей, я и сел за написание данной статьи. Очень надеюсь, что кто-то найдёт её полезной!
В конце отмечу, что я прекрасно понимаю, что я, наверняка, не упомянул большое количество других важных заслуг христианства. Что-то я опустил с целью сократить объём материала, а многое и вовсе пока не успел для себя открыть. Поэтому заранее прошу не упрекать меня за то, что я не упомянул тот или иной факт; лучше просто расскажите о нём в комментариях к данной статье. Думаю, что не только мне, но и другим будет интересно с ним ознакомиться.
Сноски
1 см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Переводы_Библии
2 см. https://blogs.icrc.org/religion-humanitarianprinciples/the-religious-convictions-of-henri-dunant-founder-of-the-icrc/
3 см. Ruth A. Tucker – From Jerusalem to Irian Jaya: A Biographical History of Christian Missions
4 см. David Martyn Lloyd-Jones – Healing and the Scriptures
5 Albert Einstein – Religion and Science: Irreconcilable?: ответ на приветствие, отправленное Liberal Ministers' Club of New York City; опубликовано The Christian Register, июнь, 1948 г.
6 см. Клайв Стейплз Льюис – Чудо (Глава XIII)
7 см. Erwin Schrödinger – Nature and the Greeks
8 англ. Cynthia Pearl Maus – Christ and the Fine Arts: An Anthology of Pictures, Poetry, Music, and Stories Centering in the Life of Christ, 1959
9 англ. Helen de Borchgrave – A Journey into Christian Art, 2001
10 англ. Terry Glaspey – 75 Masterpieces Every Christian Should Know: The Fascinating Stories behind Great Works of Art, Literature, Music, and Film, 2015
11 Посмотреть все упомянутые выше картины можно здесь: https://photos.app.goo.gl/AhukPNDcGy2XY8Pj7
12 см. https://vk.com/club43760121
13 Послушать эту и другие упомянутые далее композиции можно здесь: https://t.me/openshares/12
14 см. например: https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Classical_composers_of_church_music
https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Composers_of_Christian_music
https://en.wikipedia.org/wiki/Category:Catholic_liturgical_composers
15 Журнал Billboard № 22 от 30 мая 1942 года, стр. 25
16 англ. Joseph Nelson Greene – The Gospel in Literature, 2016
17 англ. George H Morrison – Christ In Shakespeare: Ten Addresses On Moral And Spiritual Elements In Some Of The Greater Plays, 2010
18 Х. Карпентер. Джон Рональд Руэл Толкин. Письма / ЭКСМО, 2004./Перевод С. Лихачевой – Письмо 142. К Роберту Марри
19 Сериал «Избранные» доступен для просмотра на русском языке на официальном сайте: https://watch.thechosen.tv/
20 см. отрывок из интервью с Антоном Долиным: https://t.me/openshares/9
21 см. указанный эпизод: https://t.me/openshares/11
22 см. https://gimrock.blogspot.com/2012/03/blog-post_21.html
23 см. Аллан Невинс – Джон Рокфеллер. Промышленник и филантроп
24 The Washington Times, March 30, 1990, цит. по Кеннеди Д. Джеймс, Ньюком Джери. Если бы не Иисус… Как христианство изменило мир к лучшему / ДИАЙПИ, 2009. – с. 47.
25 см. https://www.forbes.com/lists/top-charities/
26 англ. Steven Skiena, Charles B. Ward – Who's Bigger?: Where Historical Figures Really Rank
27 см. https://ideas.time.com/2013/12/10/whos-biggest-the-100-most-significant-figures-in-history/
28 см. https://www.youtube.com/@PythagoreanUniverse
29 см. Мф. 22:37-40, Мк. 12:29-31, Лк. 10:27
30 см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Учёные,_репрессированные_в_СССР
31 см. https://www.youtube.com/watch?v=6ssQ-qSGCfI
32 Paul Johnson, “A Historian Looks at Jesus”, A Speech Given at Dallas Theological Seminary in 1986 (Washington, D.C.: Wilberforce Forum, 1991), p.8.
33 Наиболее яркие примеры: Ян Гус, Джироламо Савонарола, Уильям Тиндейл, Иероним Пражский.
34 см. https://www.opendoorsus.org/en-US/stories/13-christians-killed-day-average/
35 см. https://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150914_kim_davis_relents
36 см. https://www.youtube.com/watch?v=7mkINl5De5Y (рус.); https://www.youtube.com/watch?v=DBsHdHMvucs (англ.)
37 см. James E. McEldowney – My Visit With Mahatma Gandhi
38 см. Энтони Флю – «Бог есть: Как самый знаменитый в мире атеист поменял свое мнение»
Комментариев нет:
Отправить комментарий