среда, 28 марта 2012 г.

О внешней красоте

Луки 12:27

Существо всегда выходит за рамки внешности, за рамки того, что только кажется им. И как только ты начинаешь познавать существо за пределами его приятного или же некрасивого лица, как это тебе свойственно по природе, внешность начинает блекнуть и блекнет до тех пор, пока окончательно не потеряет значения.
Уильям Пол Янг (Хижина)

Вопрос внешней привлекательности на самом деле является достаточно важным, но в то же время многие стараются его избегать. Для некоторых обсуждение этого вопроса может быть болезненным, поэтому я советую вам, если вы относитесь к таким людям, подумать перед тем, как продолжить читать эту статью.

Иногда от некоторых можно услышать такие фразы, как «не бывает некрасивых людей» или «все люди по-своему красивы». Особенно часто такое можно услышать от христиан. Главным их аргументом служит следующая фраза: «Ну ведь Совершенный Бог не мог сотворить некрасивого человека, значит все люди красивые». Я не согласен с таким утверждением! Таким образом мы можем сказать, что все люди безгрешные, и аргументировать это тем, что Совершенный Бог не мог сотворить грешного человека. Но ведь всем известно, что безгрешных людей не бывает. В данном случае большинство христиан станет объяснять, что сначала Бог сотворил человека безгрешным (Адама и Еву), но в результате их неправильного выбора грешным стал не только первый человек, но и все последующие поколения, и в этом нет Божьей вины. И я абсолютно с этим согласен, но почему мы тогда тоже самое не применим и ко внешности человека? Я думаю, что первые люди, сотворённые Богом, были очень красивы («Все соделал Он прекрасным в свое время», – Екклесиаст 3:11), но впоследствии грех повлиял не только на взаимоотношения человека с Богом, но и на его внешность. Или вы думаете, что грех не может повлиять на внешность? Давайте посмотрим, как грех может влиять на человека. В Евангелии от Матфея 23:26 написано: «...очисти прежде внутренность чаши и блюда (имеется в виду внутренность человека), чтобы чиста была и внешность их». Павел пишет верующим в Коринфе: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Коринфянам 6:18). Выходит грех может влиять на наше физическое тело. 
Ни для кого не секрет, что болезни могут негативно сказываться на внешности. Но, как это ни странно, причиной многих болезней так же является грех. Давид пишет своём псалме: «Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли» (Псалтирь 30:11). Давид пишет о негативных физических проявлениях греха. Одна из заповедей говорит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Т.е. другими словами, если мы не будем нарушать эту заповедь, мы можем дольше прожить. В одной клинике было обследовано 15 000 пациентов и был cделан вывод о том, что «страх, беспокойство, ненависть, исключительный эгоизм и неспособность приспособиться к реальной действительности были основными факторами, вызывающими желудочные заболевания и язвы желудка». Целый ряд болезней, включая рак, сердечные заболевания, ремвматизм, диабет и др., многие медики связывают именно с тем, что Библия называет грехом.
Вспомним, что в результате греха Адам с Евой были изгнаны из рая и оказались под проклятием, в результате греха почти весь мир был разрушен потопом. Другими словами, грех является причиной многих негативных аспектов нашей жизни, ведь его основная цель – разрушить первоначальный замысел Бога, который включает не только правильное духовное состояние, но и внешнюю красоту, здоровье, процветание и т.д. Я думаю, что теперь вы понимаете, какими глобальными могут быть последствия греха и почему я считаю, что грех является причиной существования людей с непривлекательной внешностью. Правда тут следует уточнить один момент: если человек не очень красивый, это вовсе не означает, что он более грешный и наоборот. Я предполагаю, что уже при рождении на внешности сказывается первородный грех и грехи предыдущих поколений, и мы не можем угадать, как они скажутся на том или ином человеке. 
Заканчивая свою мысль, хочу отметить, что если бы Библия считала всех людей одинаково красивыми, то она бы не выделяла многократно внешнюю красоту отдельных людей: «Рахиль была красива станом и красива лицем» (Бытие 29:17) «Иосиф же был красив станом и красив лицем» (Бытие 39:6); «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова» (Иов 42:15). И в Библии есть ещё множество похожих стихов.

Песня Песней 7:8
Итак, с более реальным взглядом на вопрос о внешности и пониманием того, что люди могут быть как красивые, так и не очень, можно поговорить о следующем моменте. А именно мы поговорим о том, что же делать тем, кому меньше повезло со внешностью. В связи с этим хочу рассказать об одном случае. Однажды президент Авраам Линкольн, отвергнув рекомендацию своих советников назначить одного человека на важный пост, пояснил, что ему не понравилось лицо этого человека. 
Человек не отвечает за своё лицо, – возразили советники. 
Каждый человек после сорока лет отвечает за своё лицо, – ответил Линкольн.
Человек после сорока лет отвечает за своё лицо? Весьма интересное заявление. Похожее утверждение появляется так же в романе «Падение» французского писателя и философа-экзистенциалиста Альбера Камю и звучит следующим образом: «После определённого возраста каждый человек сам отвечает за своё лицо». Значение этого выражения заключается в том, что если в молодом возрасте внешность человека определяется наследственностью, то уже в более зрелом возрасте впечатление, производимое внешностью человека на окружающих, зависит от сформированного характера, ценностей и отношения индивида к другим людям. Лично из своего опыта я могу сказать, что встречал людей, которые в уже достаточно зрелом возрасте выглядели ещё более красивыми, чем в молодом. И эти люди вели действительно праведный образ жизни. Только подумайте над этим: вы можете стать более красивым внешне только потому, что будете более хорошим человеком. Итак, если отсутствие греха изменяет внешность в лучшую сторону, то логично предположить, что грех сказывается на внешности отрицательно (а это именно то, о чём я говорил в начале).
Конечно то, что со временем каждый человек может стать красивее, это хорошо, но с другой стороны ждать этого до 35-40 лет тоже не самый подходящий вариант. Поэтому я расскажу небольшой случай из моей жизни. Однажды я встретил одну девушку и, скажу вам прямо, первой моей мыслью было: «Боже мой! Какая же она некрасивая!». Потом я пообщался с ней некоторое время и подумал: «Да вроде не такая уж она и некрасивая». Прошло ещё немного времени и она мне даже начала казаться симпатичной. В моей жизни были и другие ситуации: иногда я видел внешне привлекательную девушку, но после небольшой беседы с ней её внешность переставала быть привлекательной, а иногда даже становилась отталкивающей. К чему я это рассказал? Пусть вы и не производите впечатления на всех окружающих людей с первого взгляда, но если внутри вы очень красивый человек, то те люди, которые познакомятся с вами поближе, будут смотреть на вашу внешность, но видеть в ней будут этого красивого человека внутри вас. Другими словами – работайте на собой, над своим характером, и в вашей жизни появятся люди, которые будут считать вашу внешность привлекательной. Как говорит моя бабушка: «красота – до венца, а дурак – до конца». Т.е. если вы действительно хороший человек с правильным пониманием жизни и вы найдёте вашего спутника жизни, то вряд ли он когда-либо захочет с вами развестись из-за вашей внешности. Скорее всего для него вы будете становиться красивее день ото дня, и мысли о том, что о вашей внешности думают другие, просто перестанут вас волновать. В то же время нередки случаи, когда людям просто нравилась «картинка», а женившись (или выйдя замуж) они понимали, что заключили брачный союз с «пустышкой». В результате им придётся или долго мучаться, пытаясь помочь своему супругу(е) измениться, или, как поступают многие в этом мире, развестись. И никакая красота тут не поможет! Библия об этом говорит следующим образом: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа (имется в виду любящая Бога), достойна хвалы» (Притчи 31:30). 

Теперь, если рассматривать некоторые вопросы с точки зрения этой статьи, то мы можем получить на них не те ответы, которых некоторые ожидают. Например, нормально ли желать быть более красивым? Я думаю, что да, это нормально. Если Бог изначально сотворил человека красивыми и запланировал это для него, то нет ничего удивительного в том, что мы хотим соответствовать изначальному Божьему замыслу, который был разрушен грехом. Это как стремление к чистоте и свету, которое ещё живёт в некоторых людях. Или такой вопрос: насколько приемлемо использование каких-то необычных причёсок, красок для волос, макияжа и т.п.? Полагаю, что если всё это направлено не на то, чтобы просто как-то себя противопоставить остальным, а на то, чтобы действительно выглядеть привлекательней, то всё это более чем приемлемо. Более того, я думаю, что в случаях каких-то особых уродств, шрамов и т.п. вполне приемлема даже пластическая хирургия, однако это дорогое «удовольствие», которое не все себе могут позволить. В качестве яркого примера приведу отрывок из книги христианина и мультимиллионера Питера Дениэлса, где он описывает один из моментов своей жизни:

«Поэтому давайте будем серьезными и зададим себе пару трудных вопросов: „А что, если мне не нравится, как я выгляжу? Ведь этого я не могу изменить, верно?“ Нет.
Раньше я очень переживал о том, что уши у меня были торчком. Проблема стояла достаточно остро, если учесть, что надо мной постоянно насмехались. И лишь когда мне было уже за сорок, я решил этот недостаток исправить. Проконсультировавшись у пластического хирурга, я узнал, что современная медицина предлагает множество способов решения этой проблемы. Когда я рассказал своему другу о том, что собираюсь сделать, он решил, что это не имеет никакого практического смысла. Тогда я посоветовал ему, чтобы он вынимал свои искусственные зубы сразу после еды, ведь они нужны ему только для этого?! Результаты принятого мной решения оказались невероятными - после этого моя самооценка резко возросла.
При желании можно различным образом изменять свою внешность, но делать это нужно только в том случае, если вы серьезно убеждены в том, что такой шаг приведет к существенным изменениям. Конечно же, простейшими способами изменения своего внешнего вида являются диета, зарядка, правильная осанка и поведение, надлежащая прическа и одежда. Если вы не знаете, что из одежды вам выбрать, начните следить за модой. Всегда помните, что самое большое впечатление производит то, как вы себя преподносите другим». 

Некоторые могут возразить, что если Бог вас таким сотворил при рождении, то вам не следует что-либо в себе менять. Именно об этом я говорил в начале: мы же не утверждаем, что Бог всегда хотел, чтобы люди рождались грешными, почему тогда мы думаем, что Он хочет, чтобы мы рождались некрасивыми и такими же оставались?
Однако, следует так же предупредить, что иногда люди так стремятся выделиться, что делают это в ущерб своей естественной красоте, поэтому я всё же посоветовал бы быть более осторожными с экспериментами над своей внешностью. Так же нужно иметь в виду, что иногда люди настолько озабочены своей внешностью, что она становится для них чем-то вроде идола, а это, согласно Библии, является одним из серьёзнеших грехов. О том, что грехи влияют на внешность, мы говорили в начале, потому мой основной совет заключается в том, чтобы в первую очередь мы всё же следили за внутренней красотой, которая, в свою очередь, отразится на всех остальных аспектах нашей жизни, включая внешность.

Я надеюсь, что я никого не задел этой статьёй. В ней я просто поделился своими мыслями и никому не навязываю своё мнение. Просто я считаю, что нужно более трезво смотреть на реальность и на её основании вырабатывать стратегию для своей жизни. И помните, что для Бога ваша внешность не имеет никакого значения, Он смотрит только на сердце.

Другие интересные цитаты по теме:

Несмотря на то что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. Скажем в скобках, что сохранить всё это есть единственное средство не потерять красоты своей даже в старости.
Достоевский Ф.М. (Преступление и наказание)

Она никогда не была хороша собой, но ее жизнь, являвшаяся непрерывной цепью добрых дел, в конце концов придала ее облику какую-то белизну, какую-то ясность, и, состарившись, она приобрела то, что можно было бы назвать «красотой доброты».
Виктор Гюго (Отверженные)

10 комментариев:

  1. к вопросу о красоте... в стихах

    Среди других играющих детей
    Она напоминает лягушонка.
    Заправлена в трусы худая рубашонка,
    Колечки рыжеватые кудрей
    Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
    Черты лица остры и некрасивы.
    Двум мальчуганам, сверстникам ее,
    Отцы купили по велосипеду.
    Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
    Гоняют по двору, забывши про нее,
    Она ж за ними бегает по следу.
    Чужая радость так же, как своя,
    Томит ее и вон из сердца рвется,
    И девочка ликует и смеется,
    Охваченная счастьем бытия.
    Ни тени зависти, ни умысла худого
    Еще не знает это существо.
    Ей все на свете так безмерно ново,
    Так живо все, что для иных мертво!
    И не хочу я думать, наблюдая,
    Что будет день, когда она, рыдая,
    Увидит с ужасом, что посреди подруг
    Она всего лишь бедная дурнушка!
    Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
    Сломать его едва ли можно вдруг!
    Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
    Который в глубине ее горит,
    Всю боль свою один переболит
    И перетопит самый тяжкий камень!
    И пусть черты ее нехороши
    И нечем ей прельстить воображенье,-
    Младенческая грация души
    Уже сквозит в любом ее движенье.
    А если это так, то что есть красота
    И почему ее обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде?
    Юля

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошее стихотворение. Я его когда-то уже слышал.

      Удалить
  2. Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираниями, но чистую храните для одних своих супругов и не обращайте на посторонних жадных очей, потому что вслед за очами не благочинно ходит и сердце. А если при рождении не получили вы дар красоты, то избегайте второго безобразия, то есть не заимствуйте красоты у рук, красоты, которую доставляет земля, которую распутные женщины покупают, красоты, которая стирается и стекает на землю, красоты, которую изобличают в подлоге ручьи слез и уничтожает капля росы.
    Свт. Григорий Богослов

    ОтветитьУдалить
  3. Однажды юноша похотливый и женский прислужник увидел прекрасную девицу, сильно ею пленился и употребил все ухищрения удовлетворить своему пожеланию, но девица с самого начала сделала ему отказ, потому что была благородна, целомудренна, дала обет душу и тело соблюсти Христу неприкосновенным. Но когда узнала, что юноша ведет себя как неистовый, изобрела способ, которым бы и свою соблюсти невинность и в нем угасить огонь. Обривши все благолепие волос и пеплом, смешанным с водой, помазав лицо, она велела юноше войти к ней. Потом сказала вошедшему: «Неужели любишь ты это безобразие?» Юноша не только угасил в себе огонь вожделения, но даже сделался пламенным любителем целомудрия.
    Прп. Исидор Пелусиот


    Женщина, которая наряжается и ходит для того, чтобы уловить юношей, хотя и не успеет уловить, осуждается как уловившая. А если и мужчина для той же цели будет наряжаться изысканнее, то и он подпадет неминуемому осуждению, хотя и не найдет пожелавшей вкусить приготовленного питья. Но если женщина идет степенно, целомудренно, честно, а кто-нибудь, увидев ее, уязвится, вина не на той, на которую смотрят, но на уязвившемся.
    Прп. Исидор Пелусиот

    ОтветитьУдалить
  4. Почему-то традиционно главным достоинством женщины является красота. Не будем и мы спорить с тем, что воспевалось веками. Да только не обойтись без вопроса: а что, собственно, есть красота? Ведь образ русской красавицы разительно отличается от западных идеалов. На Святой Руси телесная красота женщины подчинена красоте ее души, красотой души и сотворяется. На Западе красота телесная есть первое и единственное женское достоинство. В наши дни это вылилось в ужасные формы. Телевидение заполонила реклама ко-сметики, шампуней, лаков для ногтей. Нам внушается — настоящая женщина — та, которая больше других похожа на куклу, которая неизменно возбуждает похоть во всех проходящих мимо мужчинах. Женщина-хищница, женщина-обольстительница и… всего лишь красивая мужская игрушка. Настоящая красота ненавязчива и чиста. Ее может и не быть в том понимании, к которому мы привыкли, — гармоничность черт лица, красивые формы… Это красота пушкинской Татьяны, в которой по замыслу автора не было ничего ослепительного, но…
    Ольга Пример такой красоты имеем мы в старшей Дочери Государя Николая Великой Княжне Ольге, которую, по мнению С. Я. Офросимовой, в строгом смысле слова нельзя назвать красивой, «но все Ее существо дышит такой женственноcтью, такой юностью, что Она кажется более чем красивой. Чем больше глядишь на Нее, тем миловиднее и прелестнее становится Ее лицо. Оно озарено внутренним светом, Оно становится прекрасным от каждой светлой улыбки, от Ее манеры смеяться, закинув головку слегка назад, так что виден весь ровный, жемчужный ряд белоснежных зубов. Умело и ловко спорится работа в Ее необыкновенно красивых и нежных руках. Вся Она, хрупкая и нежная, как-то особенно заботливо и любовно склоняется над простой солдатской рубашкой, которую шьет. Ее мелодичный голос, Ее изящные движения, вся Ее прелестная тонкая фигурка — олицетворение женственности и приветливости. Она вся ясная и радостная. Невольно вспоминаются слова, сказанные мне одним из Ее учителей: «У Ольги Николаевны хрустальная душа»". Хрустальная душа творит и внешне прекрасный образ, лицо девушки озарено внутренним светом — отблеском светлой души.

    Будем же благодарить Господа за данную нам внешность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почитал я ваши комментарии (или скорее цитаты). Часть из них вообще относится немного к другой теме, которая касается того, как надо вести себя с противоположным полом. Это тоже интересный вопрос, в котором часто бывают перегибы в обе стороны и нужно искать золотую середину. Однако этот вопрос не относится к тому, о чём писал я. Ваша последняя цитата вообще скорее подтверждает написанное в статье. Такое ощущение, что вы не поняли (или не захотели понять) то, что было написано мной. Ваше отношение к прочитанному остаётся полной загадкой. И ещё: я увидел мнения представителей православной церкви, но ни одной ссылки на Библию, я увидел мысли других людей, но ни одной вашей...

      Удалить
  5. Да,простите,долго писала вчера свои мысли по поводу,а потом нечайно удалила...
    Мне понравилась ваша статья,но НАМ НЕ ОЧИЩЕННЫМ ОТ СТРАСТЕЙ рассуждать о том не без опасно,можно своими ложными выводами повредить чьей то душе.
    Вы пишете: "приемлемо использование каких-то необычных причёсок, красок для волос, макияжа и т.п" ,"почему тогда мы думаем, что Он хочет, чтобы мы рождались некрасивыми и такими же оставались?" Мы не можем рассуждать за Бога,возможно у Него не такие понятия о красоте как у испорченного современного мира...
    Почему я прибегла ко Святым Отцам,потому что они были обожжены Святым Духом,и являлись проводниками Бога,Он через них говорил.Знаю точно ,что у Него есть еще Свой промысел на каждого человека.
    Поделюсь с Вами ради пользы,я не давно узнала от мамы,что у меня была сильная родовая травма,Врачи были низко квалифицированные,меня железными щипцами на ощуп за голову вытаскивали на свет,даже не надеялись что выживу,либо думали что я буду с изуродованным лицом,но Богу было угодно почему-то чудесно избавить меня от этого,даже подарил милый образ(простите что так написала),Слава Богу!!! Надо над душой работать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваши слова: "мы не можем рассуждать за Бога"! Вот именно! Почему мы тогда рассуждаем, что Бог планировал и что Ему хочется, чтобы рождались уродливые люди? Вы сами сказали, что мы не можем за Него рассуждать! Так давайте не будем этого делать! И я не знаю, чем были обожжены отцы православной церкви, но я знаю точно, что Библия - это Слово Божье, поэтому во многих случаях нам не нужно рассуждать за Бога, поскольку Его воля уже высказана в Его Слове. И я в статье писал, что Библия многократно говорит именно о внешней красоте, а значит Богу это тоже не безразлично! Конечно, внутренняя красота является более важной - и об этом тоже написано в статье, но не нужно кидаться в крайности и заявлять, что если важна внутренняя красота, то внешняя не имеет значения. Это просто глупость! Следуя этой логике можно сказать: "Если мы питаемся духовной пищей, то нам не нужна физическая". Но это абсурд!
      По-вашему причёски, макияж и др. не приемлемы? Или как понимать то, что вы процитировали эту мою фразу?

      Удалить
  6. Все читайте: я - некрасивая. Люди, которые еще хоть капельку морали имеют, не бросают меня на произвол судьбы и остаются рядом. Большинство требует, чтоб их окружали люди как внутренне так и внешне красивы. Но зачастую плевать на душу, главное для многих-красивая внешность. Того, кто остался без морали, не переубедить никак! А таких большинство! мне туго живется в одиночестве, и умру я в одиночестве. Подумаете) пару лет мечтать о счастье, но так его и не увидеть. А что поделаешь, если так определенно Богом. Может, действительно, после смерти хотя бы я буду счастлива...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Авраам 40 лет мечтал о счастье и дождался.

      Удалить